Главная / Полезно знать / Транспортировка газа на большие расстояния

Транспортировка газа на большие расстояния

Транспортировка газа

Проведенные в нашей стране исследования новых научно-технических решений траспортировки природных газов по магистральным газопроводам высокого давления позволили в короткие сроки создать крупные системы трубопроводного транспорта природного газа на дальние расстояния, во многом определяющие темпы развития газовой промышленности. Научные основы дальнего газоснабжения разработаны при проектировании, строи­тельстве и эксплуатации отечественных газопроводов. Особое место в этом отношении занимают первые в СССР дальние магистральные газопро­воды Бугуруслан—Куйбышев и Саратов—Москва.

При сооружении и эксплуатации первых отечественных газопроводов были разработаны и внедрены новые решения в области передачи газа на большие расстояния: определение параметров передачи газа, диаметра газопроводов, рабочего давления, расположение компрессорных станций, выбор оптимальной трассы магистрали, разработка поточных методов строительства, а также внедрение впервые в отечественной практике авто­матической сварки труб, компенсаторов линзовых осевых и др. В дальнейшем эти разработки получили большое развитие в трудах научно-исследовательских и проектных органи­заций министерства газовой промышленности, министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, московского Ин-”титута нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина, Института электросварки им. Е.О. Патона АН УССР и научных организаций АН СССР. На их основе создана Единая газоснабжающая система (ЕГО, состоящая из сети крупных магистральных газопроводов общей протяженностью более 130 тыс. км, охватывающей все союзные республики и экономичес­кие районы страны. Рост протяженности магистральных газопроводов ха­рактеризуют следующие цифры: в 1950 г. - 2,3 тыс. км, в 1960 - 21,0, в 1970 - 67,5, в 1975 - 98,7, в 1976 - 103,0, в 1980 - 132,7 тыс. км.

Расчетами и многолетней практикой установлено, что для получения наилучших экономических показателей транспорта газа необходимо стре­миться к увеличению пропускной способности магистральных газопрово­дов при оптимальном сочетании основных параметров (диаметра труб, рабочего давления газа и мощности компрессорных станций). Весь опыт последующего периода ускоренного развития отечественной газовой про­мышленности подтвердил научную обоснованность технической политики дальнего транспорта газа.

В одиннадцатой пятилетке сооружаются шесть газопрово, из Западной Сибири в районы Центра и Запада диаметром 1420 мм на рабочее давление 7,5 МПа. Однако уже в последние три-четыре года стало очевидным, что даже газопроводы такого диаметра не могут обеспечить передачу больших объемов газа из Западной Сибири в европейскую часть страны на расстоя­ния 3—4 тыс. км от потребителей. Решать сложную задачу транспортировки больших объемов тюменского газа традиционным путем (диаметр труб 1420 мм, рабочее давление 7,5 МПа, расстояние между компрессорными станциями 125—130 км) практически невозможно: требуются весьма значительные капитальные вложения и такое большое количество труб, производство которых сложно обеспечить в ближайший период. Если, например, поставить задачу транспортировать из Западной Сибири в евро­пейскую часть страны 500—600 млрд.м3 газа в год, то для этого нужно построить 17—18 магистральных газопроводов из труб диаметром 1420 мм и рабочим давлением 7,5 МПа общей протяженностью 60—65 тыс. км, на сооружение которых потребуется примерно 40—45 млрд.руб. капитальных вложений и примерно 35—40 млн.т труб. Следовательно, нужны новые, более эффективные способы транспорта значительных количеств газа.

Научно-исследовательскими институтами ряда министерств разработаны технико-экономические обоснования по повышению производительности магистральных газопроводов и сделана технико-экономическая оценка увеличения производительности газопроводов путем увеличения рабочего давления до 10-12 МПа, уменьшения шага между компрессорными стан­циями, транспоотировки охлажденного газа. Повышение рабочего давле­ния, например до Ю МПа, предусмотрено в плане одиннадцатой пятилетки, когда будет сооружен в самых сложных условиях Севера, в зоне вечной мерзлоты опытный газопровод протяженностью 300 км. Для этого нужно обеспечить производство труб больших диаметров, пригодных для север­ных условий Западной Сибири и исключающих возможность лавинных раз­рушений (хрупких и вязких).

* — Поля, обязательные для заполнения
* — Поля, обязательные для заполнения
* — Поля, обязательные для заполнения