В некоторых случаях топливные дистиллаты, получаемые на установках, подвергаются очистке. Например, топливо, полученное из сернистой нефти, можно очищать от содержащихся в нем сернистых соединений, из ряда марок топлива удаляют содержащиеся в них органические кислоты и т. п.
Методы очистки разнообразны. Часто очистка топлива сводится к обработке его щелочью с последующей промывкой водой. Таким способом можно снизить содержание органических кислот и удалить некоторые сернистые соединения. Иногда выщелачиванию может предшествовать обработка топлива кислотой.
В настоящее время широкое распространение получил метод удаления серы путем гидроочистки, являющийся каталитическим процессом.
В качестве катализатора процесса обычно применяют соединения, содержащие кобальт и молибден. Процесс протекает в атмосфере водорода при температуре от 300 до 430°C и давлении от нескольких до 50—70 кГ/см². В результате этого процесса удается снизить содержание серы в топливе на 90—92%.
Моторное масло, получаемое из нефти, обязательно подвергается очистке для удаления вредных для работы двигателя веществ (асфальтово-смолистых веществ, органических кислот, некоторых сернистых соединений, непредельных углеводородов и др.).
Моторные масла делятся по способу получения на дистиллатные и остаточные. Дистиллатные масла производятся путем очистки дистиллатов, получаемых при вакуумной разгонке мазута. Остаточные масла получают, подвергая очистке полугудроны масляных нефтей. Полугудроном называется остаток после отгонки из нефти всех топливных и части легких масляных фракций.
При кислотно-щелочной очистке масло вначале обрабатывают серной кислотой. При этом из масла извлекаются асфальтово-смолистые вещества, высокомолекулярные ароматические углеводороды и некоторые другие вещества. Затем масло нейтрализуют щелочью. Остатки серной кислоты, сульфокислоты, образовавшиеся при обработке серной кислотой, и органические кислоты реагируют со щелочью с образованием солей, легко растворимых в воде. Поэтому после обработки щелочью очищаемое масло промывают водой, удаляя образовавшиеся соли, а затем просушивают (отстаивание и продувка воздухом при температуре 60—70°С).
При кислотно-контактной очистке масло обрабатывают серной кислотой, а затем отбеливающей землей. Имеются земли, обладающие поверхностно-активными свойствами. Эти земли адсорбируют на своей поверхности кислые продукты и асфальтово-смолистые вещества, извлекая их таким образом из масла. Для увеличения поверхности отбеливающую землю сушат и размалывают до пылевидного состояния. Затем, тщательно перемешав масло с землей, направляют эту смесь в трубчатую печь, где нагревают до 230— 280°С. В печи происходит процесс извлечения из масла нежелательных примесей, после чего смесь тщательно фильтруют. На фильтрующем материале остается земля с извлеченными из масла веществами.
Наибольшее распространение в данное время получили методы селективной очистки, так как они являются более экономичными и эффективными. Таким образом, все автоцистерны, все нефтяные резервуары, а в частности и навесное оборудование (клапана СМКД, КДМ, огнепреградители ОП, хлопушки ХП и т.д.) прослужит дольше и не будет так быстро выходить из строя.