Интенсификация теплообмена в теплообменных устройствах имеет большое народнохозяйственное значение. Практически во всех областях народного хозяйства СССР применяются различного рода теплообменники, на создание которых расходуется значительная доля металла, добываемого в стране. Как известно, теплообменники применяются в паросиловых и газотурбинных установках, установках АЭС, технологических аппаратах химических производств, системах кондиционирования воздуха, отопительных системах, холодильных установках, транспортных силовых установках и т. д.
В результате интенсификации процессов теплообмена можно добиться существенного уменьшения массы и габаритов таких аппаратов при заданном тепловом потоке, гидравлических потерях, расходе и температурах теплоносителя. Примерами таких устройств являются котельные газотурбинные воздухоподогреватели, конденсаторы, всевозможные подогреватели, охладители и т. п.
В ряде случаев задачей является получение заданного температурного уровня поверхности теплообмена при фиксированных режимных и конструктивных характеристиках. Эта задача решается также методами интенсификации теплообмена. Примерами таких устройств являются элементы атомного реактора и систем охлаждения.
Наиболее низкий теплообмен наблюдается в газовых теплообменниках (число Прандтля Рr=1), и интенсификация теплообмена в таких аппаратах является особо важной задачей.
Стремление к минимальной поверхности теплообмена в единице объема теплообменника ограничивается требованиями технологичности, надежности и удобства эксплуатации, что определяет для конструктора некоторое компромиссное решение. Рациональный выбор типа и формы поверхности теплообмена является основой создания теплообменника. Обычно применяемые способы увеличения теплосъема с поверхности теплообмена путем повышения скорости теплоносителей, а также создания оребрения в ряде случаев оказываются малоэффективными.
Отношение теплосъема к мощности, потребной на преодоление сопротивления. q/N с ростом скорости w падает (в связи с тем, что q~w, а N~w*3), и увеличение теплосъема за счет увеличения скорости энергетически с этих полиции нерационально. Однако, с другой стороны, конструирование теплообменников, рассчитанных на режим малых скоростей, приводит к увеличению поверхностей теплообменников и их габаритов, а следовательно, стоимости. Указанные факторы обусловливают некоторый оптимальный уровень режимных параметров теплообменника. Отметим также, что увеличение скоростей приводит к росту потерь в подводящих элементах (трубопроводы, патрубки и т. д.), а также к снижению эффективности оребрения (снижение коэффициента Ф). Указанные ограничения в применении обычных методов повышения теплосъема требуют изыскания новых методов интенсификации теплообмена. Повышение эффективности теплообменников — это комплексная проблема, охватывающая вопросы изыскания оптимального соотношения между теплообменом и потерями на сопротивление, вопросы экономического обоснования оптимальности выбора характеристик теплообменного устройства, вопросы удовлетворения технологическим и производственным требованиям.
Область применения интенсификации теплообмена весьма широка: в теплообменниках турбокотлоагрегатов (парогенерирующие трубы, воздухоподогреватели, экономайзеры, перегреватели, конденсаторы), в элементах теплообменных устройств АЭС, в теплообменниках систем охлаждения радиоэлектронной, ракетной, оборонной техники, в теплообменниках химической и пищевой промышленности, в теплообменных устройствах систем кондиционирования и т. д.
В ряде промышленных теплообменников приходится иметь дело с загрязненными, запыленными потоками теплоносителей. Часто загрязнение и коррозия поверхности теплообмена ликвидирует выигрыш в теплосъеме, полученный за счет усложнения конструкции. Фактор борьбы с загрязнениями становится решающим, например, для газовой стороны котельного теплообменного оборудования. Образование отложений во многих случаях обусловливается аэродинамическими факторами (наличие вихревых зон, зон с малыми скоростями и т. д.). Поэтому изучение аэродинамики даже в «чистых» условиях помогает разработке мероприятий для борьбы с загрязнениями и позволяет прогнозировать возможные области отложений. В конечном итоге решающим остается исследование в загрязненном потоке.
Применение каналов очень малого диаметра (порядка миллиметра) в теплообменниках приведет к появлению ламинарного режима течения. Интенсификация теплообмена в этом случае имеет ряд особенностей.