Испытания компенсаторов проводятся в два этапа: первый—это испытания после сборки и контроля сварных швов на заводе-изготовителе, второй — испытания после монтажа в составе трубопровода. На заводе-изготовителе каждый компенсатор или один из партии' подвергается гидравлическим, а в некоторых случаях и пневматическим испытаниям.
Испытания проводятся на специальных стендах, предотвращающих растяжение компенсатора и обеспечивающих герметичное закрытие их полости. При гидравлических испытаниях закрытая герметично полость компенсатора заполняется водой, при этом воздух выпускается через продувной клапан манометра. Затем насосом в полости компенсатора создается давление, равное 1,5 Ру, с выдержкой в течение 10 мин. Если в результате испытании не обнаружено течи и падения давления, компенсатор считается выдержавшим гидравлическое испытание.
Пневматические испытания проводятся после гидравлических только по требованиям заказчика или проектировщика. При этом компенсатор погружается в ванну с водой, а в его полости создается давление воздуха, равное 0,35/\. В таком положении изделие выдерживается 10 мин. Если изделие воздух не пропускает, то считается выдержавшим испытание.
Циклические испытания проводятся на специальных установках, снабженных системой автоматического отсчета числа циклов. Различают испытания при открытой полости и под внутренним давлением. Более достоверны испытания под внутренним давлением с нагревом теплоносителя до рабочей температуры. В этом случае, чтобы сохранить постоянным объем полости, испытывают два компенсатора одинакового диаметра, полости которых связаны трубой. Один компенсатор сжимается, другой растягивается на ту же величину.
Второй этап испытаний проводится при приемке компенсаторов в эксплуатацию, для чего создается комиссия, в которую должен входить представитель службы эксплуатации. Комиссия проверяет полноту и качество монтажных работ и технической документации, отклонения смонтированного трубопровода от проектного положения н производит наружный осмотр сварных соединении, сильфонов, шарниров, сальников, манжет, опор и подвесок, а также следит за тем, чтобы были сняты и удалены все инвентарные приспособления и устройства. Окончание монтажа каждого или группы компенсаторов фиксируется в акте поузловой приемки трубопроводов.
После окончания монтажа каждый компенсатор совместно с трубопроводом подвергается гидравлическому испытанию для проверки герметичности, а также плотности сварных или фланцевых соединений. Для этого заглушённая полость трубопровода заполняется водой с температурой не ниже 5 °С, после чего насосом создается избыточное давление, равное 1,25 РР. Испытание проводится при положительной температуре окружающего воздуха.
Компенсаторы считаются выдержавшими гидравлическое испытание, если за время выдержки не произошло падения давления, не обнаружено признаков разрыва, течи, потения и остаточных деформаций на поверхности изделия и в сварных швах. Результаты гидравлических испытаний компенсаторов отражают в акте об испытании всего трубопровода.
При сдаче трубопровода с компенсаторами, кроме актов об испытаниях и поузловой приемки, монтажная организация передает службе эксплуатации паспорт на каждый компенсатор и акт об их растяжке, а при отступлениях от проекта и монтажно-сборочный чертеж. При сдаче трубопровода каждому компенсатору присваивается номер, который наносят на изоляцию яркой несмываемой краской.