Разрушение сварных стыков газопроводящих труб в подавляющем большинстве случаев связано с ручной сваркой. При эксплуатации и испытаниях трубопроводов отмечены хрупкие и вязкие разрушения, причем при определенных условиях эти разрушения бывают протяженными.
При строительстве газопроводов большего диаметра и высокого давления имеются два направления обеспечения надежности труб. При обычной конструкции труб необходимо применение сталей с таким сочетанием свойств "прочность—вязкость", которое обеспечивало бы сопротивляемость протяженным хрупким разрушениям. Второе направление — создание новых конструкций труб из рулонных сталей или с применением бандажирования, а также посредством применения линзовых осевых компенсаторов.
В системе обеспечения надежности трубопроводов особое место занимают их испытания перед сдачей в эксплуатацию. Ставится вопрос о повышении величины испытательного давления и увеличения времени испытаний, Доказывается, что испытания трубопроводов повышенным давлением позволяют значительно поднять уровень начального качества трубопроводов и их эксплуатационную надежность.
Особое внимание уделено проблеме надежности трубопроводов в Западной Сибири, где условия по суровости климата, сложности инженерной геологии и гидрогеологии уникальны. Прокладка трубопроводов в этих районах практически возможна лишь в течение 4—5 месяцев зимнего сезона. На газопроводах Западной Сибири наблюдаются случаи их выхода (выпучивания) из грунта и всплытия в обводненных траншеях, т.е. потеря устойчивости трубопровода, особенно при диаметре 1420 мм. Подъемная сила для трубы 1420 мм составляет 900 кгс на погонный метр трубы. Выпучивание трубопровода из грунта обычно происходит на выпуклых участках под действием осевых сжимающих усилий, развивающихся в трубе при повышении ее температуры и от внутреннего давления.
На основе анализа проектных решений и практики строительства в районах Западной Сибири делается вывод, что радикальным решением проблемы обеспечения продольной устойчивости газопровода является более глубокое охлаждение газа с применением искусственного холода, а также установка линзовых круглых компенсаторов. Исследования показали, что при охлаждении газа до температуры грунта частота аварий снижается в 3 с лишним раза. Улучшаются и другие показатели эффективности работы трубопровода, такие, как объем перекачки, коррозионная стойкость и др. Показано, что более глубокое охлаждение газа приводит и к снижению удельных приведенных затрат в систему газопровода.
Одновременно с вопросами надежности трубопроводов в Западной Сибири рассмотрены и сформулированы проблемы охраны окружающей среды при проектировании строительства и эксплуатации газопроводных систем. Дальнейшее совершенствование охраны окружающей среды при строительстве мощных газопроводов в одном технологическом коридоре связано с изменением традиционного подхода к прогнозированию теплового и механического взаимодействия системы газопроводов с грунтовым массивом, так как строительство последующих ниток ведется при измененном термовлажностном режиме грунтового массива. В этом случае дополнительные капитальные вложения в природоохранные мероприятия, направленные на стабилизацию антропогенного ландшафта, удешевляют строительство всей газотранспортной системы благодаря частичному сокращению балластировки газопровода при водопонижении на обводненных участках с применением противооползневых и берегоукрепительных мероприятий, технической мелиорации грунтов.