Топливно-энергетическая промышленность является важнейшей отраслью материального производства, развитие которой оказывает всевозрастающее воздействие на уровень, структуру, размещение и технико-экономические показатели всех отраслей народного хозяйства. ТЭК рассматривается как единая система добычи и производства всех видов топлива и энергии, их транспортировки и использования. В связи с тем что на развитие ТЭК расходуется примерно 30% всех капитальных вложений в промышленность и транспорт, первостепенное значение имеют поиски путем оптимизации и размещения топливодобывающих и топливопотребляющих баз, правильного выбора соотношения всех видов топлива с учетом их экономической эффективности, установление пропорций, позволяющих при меньших капитальных вложениях наиболее полно удовлетворять растущие потребности народного хозяйства в различных источниках энергии.
В СССР создано мощное, технически оснащенное топливно-энергетическое хозяйство, а в послевоенный период возникла новая отрасль — газовая промышленность, от уровня и темпов развития которой в значительной мере зависит надежное обеспечение топливом и сырьем народного хозяйства.
Нефтяная и газовая промышленность является одной из важных отраслей тяжелой индустрии, уровень и темпы развития производительных сил которой в значительной мере определяются масштабами и структурой производства различных видов топлива. Топливо занимает большой удельный вес в себестоимости чугуна, цемента, электроэнергии, вырабатываемой тепловыми электростанциями, составляет значительную часть издержек железнодорожного, водного, автомобильного и авиационного транспорта, влияет на себестоимость сельского хозяйства. В общих издержках производства затраты на топливо составляют на тепловых электростанциях более 60%, в черной металлургии — 24%, в цементной промышленности — около 30%. Следовательно, развитие производства более экономичных видов топлива оказывает непосредственное влияние на экономику страны. Несмотря на это и с учетом имеющихся в нашей стране потенциальных запасов нефти и природного газа, топливный баланс в предвоенный период формировался без учета задач преимущественного развития наиболее экономичных видов топлива, какими являются нефть и газ. В результате недооценки роли прогрессивных видов топлива в 1940 г. добыча угля была в 6 раз и добыча торфа в 20 раз больше уровня 1913 года, в то время как добыча нефти увеличилась за этот же период лишь в 3,3 раза.
Новое направление в развитии топливной промышленности, принятое в начале 50-х годов, коренным образом изменило структуру топливного баланса страны и создало условия для всемерного повышения экономической эффективности общественного производства и наиболее рационального использования трудовых и материальных затрат. Уже в 1963 г. нефть и газ занимали 48%, а в 1965 г. их удельный вес повысился до 53% в общем топливном балансе, в то время как в 1955 г. удельный вес нефти и газа составлял только 23,5%. В результате такого коренного изменения структуры топливного баланса страны народное хозяйство получило большую выгоду. Сопоставительные данные развития добычи всех видов топлива даны в табл.1.
Современный этап развития народного хозяйства характеризуется с точки зрения топливно-энергетической промышленности определенными особенностями, которые влияют на общий фон работы объектов нефтяной и газовой промышленности России.
Большие масштабы промышленного производства в СССР предопределяют высокие требования к росту энерговооруженности и производительности труда, сдвигами в материальной структуре общественного производства. Как уже отмечалось, коренное изменение структуры ТЭК в направлении увеличения удельного веса в нем высококачественных и наиболее экономичных видов топлива — нефти и газа — обеспечило растущие нужды народного хозяйства в топливе и сырье с одновременным получением большого экономического эффекта.
В ближайшей перспективе доля нефти в энергетическом балансе снизится, поскольку ее целесообразнее использовать в качестве химического и биологического сырья. В то же время все более будет возрастать роль природного газа и угля, но тем не менее управлять нефтяной и газовой промышленностью все равно не станет легче.