Проведенные в нашей стране исследования новых научно-технических решений транспортировки природных газов по магистральным газопроводам высокого давления позволили в короткие сроки создать крупные системы трубопроводного транспорта природного газа на дальние расстояния, во многом определяющие темпы развития газовой промышленности. Научные основы дальнего газоснабжения разработаны при проектировании, строительстве и эксплуатации отечественных газопроводов. Особое место в этом отношении занимают первые в СССР дальние магистральные газопроводы Бугуруслан—Куйбышев и Саратов—Москва.
При сооружении и эксплуатации первых отечественных газопроводов были разработаны и внедрены новые решения в области передачи газа на большие расстояния: определение параметров передачи газа, диаметра газопроводов, рабочего давления, расположение компрессорных станций, выбор оптимальной трассы магистрали, разработка поточных методов строительства, а также внедрение впервые в отечественной практике автоматической сварки труб, компенсаторов линзовых осевых и др. В дальнейшем эти разработки получили большое развитие в трудах научно-исследовательских и проектных организаций министерства газовой промышленности, министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, московского Ин-”титута нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина, Института электросварки им. Е.О. Патона АН УССР и научных организаций АН СССР. На их основе создана Единая газоснабжающая система (ЕГО, состоящая из сети крупных магистральных газопроводов общей протяженностью более 130 тыс. км, охватывающей все союзные республики и экономические районы страны. Рост протяженности магистральных газопроводов характеризуют следующие цифры: в 1950 г. - 2,3 тыс. км, в 1960 - 21,0, в 1970 - 67,5, в 1975 - 98,7, в 1976 - 103,0, в 1980 - 132,7 тыс. км.
Расчетами и многолетней практикой установлено, что для получения наилучших экономических показателей транспорта газа необходимо стремиться к увеличению пропускной способности магистральных газопроводов при оптимальном сочетании основных параметров (диаметра труб, рабочего давления газа и мощности компрессорных станций). Весь опыт последующего периода ускоренного развития отечественной газовой промышленности подтвердил научную обоснованность технической политики дальнего транспорта газа.
В одиннадцатой пятилетке сооружаются шесть газопроводов из Западной Сибири в районы Центра и Запада диаметром 1420 мм на рабочее давление 7,5 МПа. Однако уже в последние три-четыре года стало очевидным, что даже газопроводы такого диаметра не могут обеспечить передачу больших объемов газа из Западной Сибири в европейскую часть страны на расстояния 3—4 тыс. км от потребителей. Решать сложную задачу транспортировки больших объемов тюменского газа традиционным путем (диаметр труб 1420 мм, рабочее давление 7,5 МПа, расстояние между компрессорными станциями 125—130 км) практически невозможно: требуются весьма значительные капитальные вложения и такое большое количество труб, производство которых сложно обеспечить в ближайший период. Если, например, поставить задачу транспортировать из Западной Сибири в европейскую часть страны 500—600 млрд.м3 газа в год, то для этого нужно построить 17—18 магистральных газопроводов из труб диаметром 1420 мм и рабочим давлением 7,5 МПа общей протяженностью 60—65 тыс. км, на сооружение которых потребуется примерно 40—45 млрд.руб. капитальных вложений и примерно 35—40 млн.т труб. Следовательно, нужны новые, более эффективные способы транспорта значительных количеств газа.
Научно-исследовательскими институтами ряда министерств разработаны технико-экономические обоснования по повышению производительности магистральных газопроводов и сделана технико-экономическая оценка увеличения производительности газопроводов путем увеличения рабочего давления до 10-12 МПа, уменьшения шага между компрессорными станциями, транспортировки охлажденного газа. Повышение рабочего давления, например до Ю МПа, предусмотрено в плане одиннадцатой пятилетки, когда будет сооружен в самых сложных условиях Севера, в зоне вечной мерзлоты опытный газопровод протяженностью 300 км. Для этого нужно обеспечить производство труб больших диаметров, пригодных для северных условий Западной Сибири и исключающих возможность лавинных разрушений (хрупких и вязких).