У манжетных компенсаторов, как и у сальниковых, патрубки 4 и 6 входят в корпус 5, а зазор между ними уплотняется эластичной резиновой манжетой 2 (рис. 1, а). Манжета в виде кольца прямоугольного сечения устанавливается по торцам корпуса в обоймы 1, которые со стороны полости корпуса имеют отверстия. Чтобы исключить перекосы патрубков относительно друг друга, к патрубку 4 приварена направляющая обечайка 5.
Манжета изготовляется из теплоустойчивой резины и служит два-три года. Она сжимается и закрывает зазоры под действием давления транспортируемого продукта, поступающего в полость корпуса 3 через зазор между направляющей обечайкой 5 и патрубком 6 и через отверстия в обоймах 1.
В некоторых конструкциях применяются резиновые U-образные манжеты (рис. 1, б). Такой компенсатор состоит также из двух патрубков 1 и 5, входящих в корпус 2. В обоймах корпуса установлены сдвоенные манжеты 4 и 5, уплотняющие зазор между патрубками и корпусом. При подаче транспортируемого продукта под напором в полости компенсатора создается давление, распирающее манжету 4. При износе манжеты 4 в работу вступает манжета 5. Поскольку резина стареет, более двух манжет в обойму устанавливать не рекомендуется.
В отличие от осевых сильфонных компенсаторов манжетные поворотные компенсаторы имеют изогнутые под углом 90 градусов патрубки 1 и 2 (рис. 2,a), при возмещении длины трубопровода патрубок 1 поворачивается относительно патрубка 2.
На рис. 2, б показана конструкция уплотнительного узла поворотного компенсатора, состоящего из манжеты 3 и кольца 4 круглого поперечного сечения, помещенных в обойму 2 и одетых на патрубок 1.
Здесь давление, действуя на манжету 3, разворачивает ее и кромку прижимает к поверхности патрубка, при этом кольцо 4 выполняет роль пружины.