logo 620144, г.Екатеринбург, ул.Союзная, 2-142
Скачать прайсlogo

Сальниковый компенсатор: особенности

Сальниковые компенсаторы 

Осевые неразгруженные компенсаторы характеризуются большой компенсирующей способностью, но недостаточной гер­метичностью. У всех конструктивных разновидностей имеется пара или несколько пар патрубков разного диаметра, которые попарно входят друг в друга с некоторым зазором, образую­щим камеру. На заре возникновения трубопроводного транс­порта камеру заполняли пенькой, густо смазанной животным салом. Поэтому набивка получила название сальник, а компен­сатор — сальниковый. В дальнейшем совершенствовалась конструкция, изменялся материал набивки и состав смазки, а на­звание осталось прежним.

Современная конструкция осевого неразгруженного сальни­кового компенсатора (рис. 1, а) состоит из корпуса 7, в ко­торый входит патрубок 1 с упорными кольцами 9 и 10. Между корпусом и патрубком расположена набивка 6, уплотняемаяч ерез упор 9, втулки 4 и 8 и кронштейн 5 гайками 3, навинчи­ваемыми на болты 2.

Сальниковые осевые неразгруженные компенсаторы

Рис. 1. Сальниковые осевые неразгруженные компенсаторы: а - односторонний сальниковый компенсатор, б - двухсторонний

Компенсатор сальниковый соединяется с трубопроводом стыковым свар­ным швом, для чего корпус имеет сужение, обеспечивающее переход от большего диаметра к меньшему, а кромки пат­рубка— скосы по углам 30°. Головки болтов 2 выполнены Т-об­разными плоскими, что позволяет их заводить в пазы крон­штейнов 5 и без проворачивания затягивать набивку.

Размеры сальниковой камеры, куда помещается набивка, характеризуются высотой hк и толщиной Sк. Толщина камеры выбирается обычно по толщине стандартного шнура, а вы­сота— по рабочему давлению, чем выше давление, тем больше высота камеры. Наименьшая высота камеры принимается та­кой, чтобы в нее укладывалось не менее шести колец набивки.

Герметичность сальникового компенсатора создается в результате уплотнения набивки. Первоначально ее уплотняют путем затяжки болтов, но во время эксплуатации часть набивки выгорает и истирается, поэтому болты нужно регулярно подтягивать. В настоящее время разработана кон­струкция компенсатора с самоуплотняющей набивкой. У нее между фланцем втулки 4 и гайками 3 установлены сжатые цилиндрические пружины. Сила сжатых пружин давит на втулку и уплотняет набивку.

В обычных односторонних сальниковых компенсаторах затяжка от руки одного болта создает давление порядка 3 кН. Пружина для уплотнения набивки вы­брана с учетом силы трения, возникающей между втулкой и болтами, со следующими характеристиками:

  • Максимальное усилие сжатия - 5,2 кН
  • Осадка при затяжке - 70 мм
  • Наружный диаметр пружины - 80 мм
  • Диаметр прутка - 12 мм
  • Высота пружины в свободном состоянии - 206 мм
  • Число витков - 11
  • Масса - 2,1 кг

Для уменьшения габаритов компенсатора с самоуплотняющей набивкой зазор между патрубками и пружинами принят не более 10 мм. При таком небольшом зазоре пружины нагреваются, что следует учитывать при вы­боре материала. Рекомендуется при рабочей температуре до 300°С приме­нять сталь 60С2, а при более высокой — сталь 50ХФА.

  • Чтобы увеличить компенсирующую способность, разрабо­тана конструкция двухстороннего сальникового компенсатора (рис. 1,6), у которой два патрубка 1 и 3 входят в один корпус 2. Каждый патрубок имеет свою сальниковую камеру.

Неразгруженныевиды изготовляют по типовому проекту и устанавливают в камерах подземных тепловых сетей. Техническая характеристика односторонних компенсаторов приведена в таблице.

Осевые разгруженные компенсаторы. В них, как и в сильфонных, сила, создаваемая давлением транспортируемого про­дукта, уравновешена. На рис. 2, а изображен самый простой по конструкции разгруженный компенсатор, состоящий из кор­пуса с ответвлениями 13, в который входят два патрубка 9 и 18 с одинаковым диаметром. Для герметизации между корпусом и патрубками предусмотрена набивка 8 и 14, уплот­няемая болтами 7 и 17 через втулки 5 и 16 и кронштейны 6 и 15, укрепленные жестко на корпусе. Левый патрубок 9 с за­глушкой 3 через тягу 11, палец 10 и скобу 12 связан с правым 18, а горловины корпуса 13 соединены перепускными трубами 4 с патрубком 1, на конце которого также предусмотрена за­глушка 2.

Компенсатор сальниковый работает следующим образом. Концевые пат­рубки 1 и 18 привариваются к трубопроводу, концы которого закреплены в неподвижных опорах. При подаче транспортиру­емого продукта в трубопровод насосом создается давление, и в компенсаторе возникает распорная сила. Поскольку эффективная площадь патрубков 9 и 18 одинакова (их диаметры равны), а сила от давления в патрубке 9 направлена в проти­воположную сторону относительно силы в патрубке 18, эти силы через тягу 11 друг друга уравновесят и не будут переда­ваться на неподвижные опоры трубопровода.

Технические характеристики осевых неразгруженных односторонних сальниковых компенсаторов с самоуплотняющей набивкой
Габаритные размеры, мм Компенсирующая способность, мм Жесткость от трения, кН Масса, кг
Условный диаметр Наружный диаметр Строительная
длина
100 400 850 240 14 57
125 420 880 240 17 64
150 520 950 240 40 117
200 580 1040 340 58 187
250 630 1340 340 70 249
300 670 1380 340 82 331
350 720 1420 340 92 375
400 780 1630 450 105 470
500 900 1630 450 195 627
600 1000 1650 450 228 789
700 1090 1650 450 258 963
800 1190 1650 450 292 1150
900 1290 1870 500 362 1402
1000 1390 1880 500 400 1670
1200 1590 1890 500 475 2190
1400 1790 1900 500 550 2872

Примечание. Компенсаторы рассчитаны на условное давление Py менее 2,5МПа.

Описанная конструкция имеет значительное гидродинами­ческое сопротивление, поэтому применяется при небольших ско­ростях транспортируемого продукта. В других случаях следует устанавливать компенсатор с кольцевой уравновешивающей камерой (рис. 2,б). У него на корпусе 1 установлена камера 14, образованная двумя обечайками и заглушкой 6 и связанная тягой 4 с патрубком 20 через кронштейны 5 и 27 и гайки 22.

Корпус 1 выполнен перфорированным, что обеспечивает по­ступление транспортируемого продукта в полость камеры 14. Для герметизации компенсатора к корпусу 1 через заглушку 15 приварена обечайка 12, а зазор между камерой 14, обечай­кой 12 и корпусом 1 заполнен набивкой 11 и 13, уплотняемой втулками 3 и 7 через кронштейны 8 и 9 с помощью болтов 2 и 10. Патрубок 20 входит в полость корпуса 1, при этом гер­метичность их соединения обеспечивается набивкой 16, уплот­няемой болтами 18 через втулку 19 и кронштейн 17.

При работе компенсатора совместно с трубопроводом транспортируемый продукт проникает в полость кольцевой камеры и создает там давление, равное давлению в полости трубопровода. Распорная сила, возникающая в полости корпуса и камеры, стремится вытолкнуть патрубок 20 вправо, а камеру 14 влево, т. е. в противоположную сторону. При равенстве эффек­тивной площади патрубка и камеры силы уравновесятся, так как эти две детали связаны между собой тягой 4. В этом случае концевые опоры трубо­провода будут разгружены от рассматриваемых сил.

Сальниковые осевые разгруженные компенсаторы

Рис.2   Сальниковые осевые разгруженные компенсаторы: а - с двумя сальниками, б - с тремя сальниками, в - с четырьмя сальниками.

Компенсатор с корпусом 5 в виде крестовины (рис. 2, б) устанавливается вместо отвода на изгибе трубопровода. Он имеет четыре попарно расположенных на однойоси патрубка 1, 12, 13 и 16, которые через скобы 7, 11 и перемычки 9, 15 соединены между собой тягами 8 и! 10, при этом концы патруб­ков 12 и 16 закрыты заглушками 14 и 17.

Сальниковые угловые компенсаторы
Рис. 3   Сальниковые угловые компенсаторы: а - с одним сальником, б - с тремя

Все патрубки входят в корпус 5, герметичность которого под­держивается набивкой 5, уплотняемой втулкой 2 болтами 3 через кронштейны 4.

В такой конструкции сила выталкивания патрубка 1 уравновешивается силой, образуемой давлением на заглушку 14 патрубка 12, а сила выталкивания патрубка 13 — силой, обра­зуемой давлением на заглушку 17 патрубка 16.

Угловые обеспечивают изгиб трубопровода и являются герметичными шарнирами. Бывают одинарные и сдвоенные. Одинарный компенсатор (рис. 3, а) состоит из патрубка 1, входящего в корпус 9. На внешней поверхности патрубка установлено сферическое кольцо 8, между поверхно­стями которого и корпусом расположена набивка 6. Она уплот­няется болтами 3 через кронштейн 4 и крышку 2 между коль­цами 5 и 7. Для повышения герметичности на патрубок 1 уста­новлено лабиринтное уп­лотнение в виде колец 10 и направляющий ко­нус 11.

Сальниковый поворотный компенсатор

Описанная конструк­ция возмещает длину трубопровода путем уг­лового смещения оси патрубка 1 относительно оси корпуса 9. В этом случае набивка 6 сколь­зит по поверхности сфе­рического кольца 8, тем самым осуществляется изгиб трубопровода без потери герметичности.

Сдвоенная конструк­ция углового компенса­тора объединяет два одинарных и один осе­вой неразгруженный (рис. 3,б). Одинарные расположены по торцам и связаны между собой патрубками 1 и 7, входящими друг в друга с за­зором, заполненным кольцевой набивкой 3. Для ее уплотнения болтами 4 на патрубок 1 установлен кронштейн 5, а на патру­бок 7 одета втулка 6, которая может перемещаться вдоль оси компенсатора.

Такая конструкция универсальна, так как она может возмещать длину трубопровода при перемещениях в трех направлениях: осевом, поперечном и под углом.

Поворотный компенсатор возмещает длину трубопровода путем поворота одного патрубка относительно другого вокруг общей оси (рис. 4). Корпус 2 имеет конусный раструб, а патрубок 11, входящий в корпус, состоит из двух сваренных встык конусных оболочек. На поверхности патрубка, входящего в раструб корпуса, лентами 4 и винтами закреплена пластина 5, изготовленная из фторопласта-4.

Герметичность подвижного соединения патрубка с корпусом создается поджатием болтов 7, которые через кронштейн, со­
стоящий из скобы 8 и ребер 9 и 10 и укрепленный жестко на патрубке, давят на прилив 6 и прижимают внутреннюю поверх­ность корпуса к пластине 5. В полости компенсатора установ­лена защитная обечайка 1. Она снижает гидродинамическое со­противление.

иконка консультации
консультация лого

Наверх