Электродвигатели (тяговые электромоторы, двигатели на электротяге) – силовые установки, которыми оснащаются электрокары и гибридные машины. В первом случае электродвигатель считается единственным силовым агрегатом. Гибридные автомобили оснащаются сразу двумя видами двигателей: электрическим и ДВС.
Для достижения максимальной эффективности работы производственных механизмов, каждый производитель старается создавать электромоторы с наилучшими техническими характеристиками. При этом одни отдают предпочтение асинхронным двигателям, а другие – синхронным. Какие различия и сходства имеют данные силовые агрегаты и какой вариант более предпочтительный для электромобилей?
Электродвигатели – специальные аппараты, преобразующие электрическую энергию в механическую. В основе синхронных и асинхронных двигателей лежит неподвижная (статор) и вращающаяся часть (ротор). Статор представлен осевыми прорезями (пазами), куда уложена токонесущая медная или алюминиевая проводка. Главная функция статора – создавать вращающееся магнитное поле. Ротор, имеющий обмотку возбуждения, закрепляется на валу мотора и вращается при воздействии электродвижущей силы, которая возникает благодаря магнитному полю.
Главным отличием описываемых видов силовых агрегатов является устройство ротора. У синхронных электродвигателей подвижная часть представлена постоянными или электрическими магнитами. Они служат для создания постоянного магнитного поля, взаимодействующего с вращающимся магнитным полем статорной части. Если же рассматривать асинхронные электродвигатели (часто называют индукционными), то у них в пазах ротора вставлено множество короткозамкнутых металлических пластин. Также существуют фазные роторы, которые имеют в конструкции контактные кольца, замыкающиеся накоротко при разбеге.
Учитывая конструктивные особенности обоих агрегатов, выделяют два разных соотношения частоты оборотов электродвигателя, который находится под нагрузкой, и частоты вращения, присущей магнитному полю неподвижной (статорной) части:
Учитывая отличия асинхронных двигателей от синхронных, можно подчеркнуть главные достоинства и недостатки каждого варианта. Так, электродвигатели синхронного типа являются более сложными в эксплуатации по следующим причинам:
Если рассматривать асинхронные модели, то они обладают более простой конструкцией и надёжностью эксплуатации. Тем не менее синхронные силовые агрегаты имеют более широкие возможности в плане мощности, являются менее чувствительными к скачкам напряжения. Стоимость синхронных электродвигателей несколько выше, чем у асинхронных, из-за чего оснащение ими электрокаров или гибридных автомобилей считается менее выгодным.