Осевые неразгруженные компенсаторы характеризуются большой компенсирующей способностью, но недостаточной герметичностью. У всех конструктивных разновидностей имеется пара или несколько пар патрубков разного диаметра, которые попарно входят друг в друга с некоторым зазором, образующим камеру. На заре возникновения трубопроводного транспорта камеру заполняли пенькой, густо смазанной животным салом. Поэтому набивка получила название сальник, а компенсатор — сальниковый. В дальнейшем совершенствовалась конструкция, изменялся материал набивки и состав смазки, а название осталось прежним.
Современная конструкция осевого неразгруженного сальникового компенсатора (рис. 1, а) состоит из корпуса 7, в который входит патрубок 1 с упорными кольцами 9 и 10. Между корпусом и патрубком расположена набивка 6, уплотняемаяч ерез упор 9, втулки 4 и 8 и кронштейн 5 гайками 3, навинчиваемыми на болты 2.
Рис. 1. Сальниковые осевые неразгруженные компенсаторы: а - односторонний сальниковый компенсатор, б - двухсторонний
Компенсатор сальниковый соединяется с трубопроводом стыковым сварным швом, для чего корпус имеет сужение, обеспечивающее переход от большего диаметра к меньшему, а кромки патрубка— скосы по углам 30°. Головки болтов 2 выполнены Т-образными плоскими, что позволяет их заводить в пазы кронштейнов 5 и без проворачивания затягивать набивку.
Размеры сальниковой камеры, куда помещается набивка, характеризуются высотой hк и толщиной Sк. Толщина камеры выбирается обычно по толщине стандартного шнура, а высота— по рабочему давлению, чем выше давление, тем больше высота камеры. Наименьшая высота камеры принимается такой, чтобы в нее укладывалось не менее шести колец набивки.
Герметичность сальникового компенсатора создается в результате уплотнения набивки. Первоначально ее уплотняют путем затяжки болтов, но во время эксплуатации часть набивки выгорает и истирается, поэтому болты нужно регулярно подтягивать. В настоящее время разработана конструкция компенсатора с самоуплотняющей набивкой. У нее между фланцем втулки 4 и гайками 3 установлены сжатые цилиндрические пружины. Сила сжатых пружин давит на втулку и уплотняет набивку.
В обычных односторонних сальниковых компенсаторах затяжка от руки одного болта создает давление порядка 3 кН. Пружина для уплотнения набивки выбрана с учетом силы трения, возникающей между втулкой и болтами, со следующими характеристиками:
Для уменьшения габаритов компенсатора с самоуплотняющей набивкой зазор между патрубками и пружинами принят не более 10 мм. При таком небольшом зазоре пружины нагреваются, что следует учитывать при выборе материала. Рекомендуется при рабочей температуре до 300°С применять сталь 60С2, а при более высокой — сталь 50ХФА.
Неразгруженныевиды изготовляют по типовому проекту и устанавливают в камерах подземных тепловых сетей. Техническая характеристика односторонних компенсаторов приведена в таблице.
Осевые разгруженные компенсаторы. В них, как и в сильфонных, сила, создаваемая давлением транспортируемого продукта, уравновешена. На рис. 2, а изображен самый простой по конструкции разгруженный компенсатор, состоящий из корпуса с ответвлениями 13, в который входят два патрубка 9 и 18 с одинаковым диаметром. Для герметизации между корпусом и патрубками предусмотрена набивка 8 и 14, уплотняемая болтами 7 и 17 через втулки 5 и 16 и кронштейны 6 и 15, укрепленные жестко на корпусе. Левый патрубок 9 с заглушкой 3 через тягу 11, палец 10 и скобу 12 связан с правым 18, а горловины корпуса 13 соединены перепускными трубами 4 с патрубком 1, на конце которого также предусмотрена заглушка 2.
Компенсатор сальниковый работает следующим образом. Концевые патрубки 1 и 18 привариваются к трубопроводу, концы которого закреплены в неподвижных опорах. При подаче транспортируемого продукта в трубопровод насосом создается давление, и в компенсаторе возникает распорная сила. Поскольку эффективная площадь патрубков 9 и 18 одинакова (их диаметры равны), а сила от давления в патрубке 9 направлена в противоположную сторону относительно силы в патрубке 18, эти силы через тягу 11 друг друга уравновесят и не будут передаваться на неподвижные опоры трубопровода.
Технические характеристики осевых неразгруженных односторонних сальниковых компенсаторов с самоуплотняющей набивкой | |||||
Габаритные размеры, мм | Компенсирующая способность, мм | Жесткость от трения, кН | Масса, кг | ||
Условный диаметр | Наружный диаметр | Строительная длина |
|||
100 | 400 | 850 | 240 | 14 | 57 |
125 | 420 | 880 | 240 | 17 | 64 |
150 | 520 | 950 | 240 | 40 | 117 |
200 | 580 | 1040 | 340 | 58 | 187 |
250 | 630 | 1340 | 340 | 70 | 249 |
300 | 670 | 1380 | 340 | 82 | 331 |
350 | 720 | 1420 | 340 | 92 | 375 |
400 | 780 | 1630 | 450 | 105 | 470 |
500 | 900 | 1630 | 450 | 195 | 627 |
600 | 1000 | 1650 | 450 | 228 | 789 |
700 | 1090 | 1650 | 450 | 258 | 963 |
800 | 1190 | 1650 | 450 | 292 | 1150 |
900 | 1290 | 1870 | 500 | 362 | 1402 |
1000 | 1390 | 1880 | 500 | 400 | 1670 |
1200 | 1590 | 1890 | 500 | 475 | 2190 |
1400 | 1790 | 1900 | 500 | 550 | 2872 |
Примечание. Компенсаторы рассчитаны на условное давление Py менее 2,5МПа.
Описанная конструкция имеет значительное гидродинамическое сопротивление, поэтому применяется при небольших скоростях транспортируемого продукта. В других случаях следует устанавливать компенсатор с кольцевой уравновешивающей камерой (рис. 2,б). У него на корпусе 1 установлена камера 14, образованная двумя обечайками и заглушкой 6 и связанная тягой 4 с патрубком 20 через кронштейны 5 и 27 и гайки 22.
Корпус 1 выполнен перфорированным, что обеспечивает поступление транспортируемого продукта в полость камеры 14. Для герметизации компенсатора к корпусу 1 через заглушку 15 приварена обечайка 12, а зазор между камерой 14, обечайкой 12 и корпусом 1 заполнен набивкой 11 и 13, уплотняемой втулками 3 и 7 через кронштейны 8 и 9 с помощью болтов 2 и 10. Патрубок 20 входит в полость корпуса 1, при этом герметичность их соединения обеспечивается набивкой 16, уплотняемой болтами 18 через втулку 19 и кронштейн 17.
При работе компенсатора совместно с трубопроводом транспортируемый продукт проникает в полость кольцевой камеры и создает там давление, равное давлению в полости трубопровода. Распорная сила, возникающая в полости корпуса и камеры, стремится вытолкнуть патрубок 20 вправо, а камеру 14 влево, т. е. в противоположную сторону. При равенстве эффективной площади патрубка и камеры силы уравновесятся, так как эти две детали связаны между собой тягой 4. В этом случае концевые опоры трубопровода будут разгружены от рассматриваемых сил.
Рис.2 Сальниковые осевые разгруженные компенсаторы: а - с двумя сальниками, б - с тремя сальниками, в - с четырьмя сальниками.
Компенсатор с корпусом 5 в виде крестовины (рис. 2, б) устанавливается вместо отвода на изгибе трубопровода. Он имеет четыре попарно расположенных на однойоси патрубка 1, 12, 13 и 16, которые через скобы 7, 11 и перемычки 9, 15 соединены между собой тягами 8 и! 10, при этом концы патрубков 12 и 16 закрыты заглушками 14 и 17.
Все патрубки входят в корпус 5, герметичность которого поддерживается набивкой 5, уплотняемой втулкой 2 болтами 3 через кронштейны 4.
В такой конструкции сила выталкивания патрубка 1 уравновешивается силой, образуемой давлением на заглушку 14 патрубка 12, а сила выталкивания патрубка 13 — силой, образуемой давлением на заглушку 17 патрубка 16.
Угловые обеспечивают изгиб трубопровода и являются герметичными шарнирами. Бывают одинарные и сдвоенные. Одинарный компенсатор (рис. 3, а) состоит из патрубка 1, входящего в корпус 9. На внешней поверхности патрубка установлено сферическое кольцо 8, между поверхностями которого и корпусом расположена набивка 6. Она уплотняется болтами 3 через кронштейн 4 и крышку 2 между кольцами 5 и 7. Для повышения герметичности на патрубок 1 установлено лабиринтное уплотнение в виде колец 10 и направляющий конус 11.
Описанная конструкция возмещает длину трубопровода путем углового смещения оси патрубка 1 относительно оси корпуса 9. В этом случае набивка 6 скользит по поверхности сферического кольца 8, тем самым осуществляется изгиб трубопровода без потери герметичности.
Сдвоенная конструкция углового компенсатора объединяет два одинарных и один осевой неразгруженный (рис. 3,б). Одинарные расположены по торцам и связаны между собой патрубками 1 и 7, входящими друг в друга с зазором, заполненным кольцевой набивкой 3. Для ее уплотнения болтами 4 на патрубок 1 установлен кронштейн 5, а на патрубок 7 одета втулка 6, которая может перемещаться вдоль оси компенсатора.
Такая конструкция универсальна, так как она может возмещать длину трубопровода при перемещениях в трех направлениях: осевом, поперечном и под углом.
Поворотный компенсатор возмещает длину трубопровода путем поворота одного патрубка относительно другого вокруг общей оси (рис. 4). Корпус 2 имеет конусный раструб, а патрубок 11, входящий в корпус, состоит из двух сваренных встык конусных оболочек. На поверхности патрубка, входящего в раструб корпуса, лентами 4 и винтами 3 закреплена пластина 5, изготовленная из фторопласта-4.
Герметичность подвижного соединения патрубка с корпусом создается поджатием болтов 7, которые через кронштейн, со
стоящий из скобы 8 и ребер 9 и 10 и укрепленный жестко на патрубке, давят на прилив 6 и прижимают внутреннюю поверхность корпуса к пластине 5. В полости компенсатора установлена защитная обечайка 1. Она снижает гидродинамическое сопротивление.